-0.5 C
Тирасполь
Суббота, 21 февраля, 2026

Популярное за неделю

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Градусник за окном показывал -10° по Цельсию. Дул пронизывающий...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Носорожьи идеи

Фернет и интернет «Позже я понял, что должен продолжить работу...

Найти себя

Добрая, искренняя и чуткая. Общение с ней подобно свежему...

О справедливости вселенской

Сейчас мне чуть больше сорока, но я отлично помню, как много лет назад в начале учебного года классный руководитель у нас, школьников, спрашивал, кто какой национальности. По очереди называл фамилии, в алфавитном порядке. И мы должны были во всеуслышание назвать свою национальность, которую педагог тут же записывал напротив наших фамилий в журнал.


В классе было много русских, украинцев, молдаван и болгар. Евреев – я одна. И мне всегда казалось, что мой голос звучал в стенах класса как-то особенно, произнося буквы в особенном, редком порядке. Получалось «еврейка». Этот порядок привлекал внимание всех, в классе воцарялась тишина. Я не слышала ничего обидного в свой адрес, но уже само это пристальное внимание жутко смущало меня. Это была обычная общеобразовательная тираспольская, тогда, разумеется, советская школа.

Прошли годы. Я всегда знала, помнила, что еврейка по папе и русская по маме. Относилась и отношусь к этому, как к такой же данности, как и то, что я женщина, что у меня голубые глаза с карим родимым пятнышком. Однажды, увидев на моей шее крестик и зная, что мой отец еврей, знакомый спросил меня… Нет, скорее он сделал вывод, не подразумевающий подтверждений или опровержений. Он заявил резко, с каким-то вызовом: «Вы стесняетесь своей национальности!». «Какой из двух?» – уточнила я…

Мне и сегодня не хочется, чтобы люди делили других людей по национальности или по статусу, навязанному обществом. По материальному достатку. По уровню приближенности к власти. Мне до сих пор верится, что в человеке важнее другое. Душа. Доброта. Умение подставить плечо тому, другому, оказавшемуся в сложной ситуации. Важна щедрость. Цельность. Склонность к эмпатии. Я в свои 42 года все еще верю, что это возможно – «сканировать» людей так. Словно из меня годы и испытания, опыт и разочарования не смогли вытравить этого подросткового максимализма. Который не о пылкости юношеской, а о справедливости вселенской.


Татьяна Астахова-Синхани.

Фото автора.

Новые статьи

Мирный практик военного дела

Руководитель столичного методического объединения начальной военной подготовки, руководитель НВП...

MAXимально удобно

Газета «Приднестровье» продолжает расширять информационное пространство и выходит на...

В диалоге поколений – сила республики

Наша газета продолжает проект «Экспертный клуб», где нет главного...

Верность, мужество, честь

«Работа вновь созданного органа госбезопасности начиналась с абсолютного нуля....

Международный дайджест

Рассказываем о значимых событиях в мире, новостях, приходящих из...

Архив