5.5 C
Тирасполь
Суббота, 14 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Радио и мир

Томас Эдисон, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов –...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

Нет возраста у счастья

Совсем скоро День семьи, любви и верности – праздник, который обязательно будет отмечать семья Бардык. Людмила Андреевна и Василий Кондратьевич живут в браке ни много ни мало уже… 60 лет! И эти годы, а ещё дети, сын и дочь, четверо внуков и столько же правнуков – их самая большая ценность в жизни…

Выйдя в 1964 году замуж за симпатичного молодого человека, ставшего вскоре военным инженером-строителем, немало поколесив по белу свету, Людмила ни разу в жизни об этом не пожалела. А география впечатляет: Украина, Молдавия, Магаданский край, Хабаровский, Приморский, Чукотка…

Сейчас и сын (участник боевых действий 1992 года по защите ПМР), и дочь (работает воспитателем в детском саду) тоже живут в Тирасполе. Самой Людмиле Андреевне скоро исполнится восемьдесят, немногим больше её супругу. В далёком 1982-м военная кочевая жизнь забросила их в ставший родным Тирасполь. Много чего интересного, удивительного повидала Людмила Андреевна на своём веку. Удивительной была уже сама история её рождения: дата появления на свет – 30 июля 1944 года, место – Гамбург (Германия).

Её матери Любови Аверковны Базь (в замужестве Бойченко), как и отца Андрея Лукича, сегодня уже нет в живых. И тем пронзительнее боль от воспоминаний о родных, их нелёгкой судьбе, по которой катком прошлись годы военного лихолетья…

…Уже в октябре 1941-го Харьков, в котором ещё до войны жила Люба Базь, был захвачен фашистами. Население оккупированного города рассматривалось немцами как неисчерпаемый источник принудительного труда – они отправляли харьковчан на работы в Германию. И в январе 42-го Любовь, которой только недавно исполнилось девятнадцать, была насильно угнана фашистами.

Людмила Андреевна рассказывает: мать вспоминала, что до Польши их везли в товарных вагонах. В Варшаве всех заставили пройти медосмотр. Отобранных посадили уже в пассажирские вагоны и привезли в Германию, в город Пиннеберг, неподалёку от Гамбурга. Всех привели на огороженную площадь, заставили полностью раздеться и встать рядами. Немец с длинной палкой-указкой ходил между рядами и её концом у женщин отодвигал в сторону волосы с шеи (у матери были толстые косы), видимо, проверяя, чтобы она не была слишком худосочной. У мужчин обращал внимание на бицепсы. Ведь работники нужны были сильные, выносливые.

Отец, Андрей Бойченко, до войны жил в Запорожье и также в неполные восемнадцать был угнан фашистами в Германию. Родителям суждено было встретиться, работая на «хозяев», каждый на своего, где-то под Гамбургом, неподалёку друг от друга.

Любе повезло больше: она попала к немцам жалостливым, к тому же богатым помещикам. Хозяина звали Эмиль Вайтс. В школе она изучала немецкий язык и теперь вспомнила значение многих уже знакомых слов, быстро научилась говорить на нём, что очень подкупало хозяйку. И когда выяснилось, что у Любы будет ребёнок, ей даже перестали поручать тяжёлую работу. В основном она убирала в доме и возле него. 30 июля 1944 года родилась Людмила. Её отец писал матери девочки: «Здравствуй, моя любимая Любочка. Поздравляю с дочкой. Я попытаюсь взять отлучку на пятницу, а возможно и раньше. Если вдастся, приеду к тебе после обеда, а если не так, у выходной обязательно… Целую тебя несчётно раз…».

Андрею с хозяевами не повезло: он работал тяжело и много. И всё же удачей было уже то, что и он, и любимая Люба, и их дочка остались живы-здоровы. Сразу после победы, в мае 1945 года, они уехали домой, на родину мужа в Запорожье. Через год у Людочки появился братик Коля.

В Тирасполе Людмила Андреевна состояла в обществе бывших узников фашизма, а вот съездить туда, где она родилась, в Германию, так и не довелось. До сих пор она бережно хранит небольшую послевоенную овальную брошь со вставленной в неё фотографией матери с ещё совсем маленькой дочкой на руках. Да ещё несколько уцелевших послевоенных семейных фото и письмо отца к матери, написанное в Германии сразу после рождения дочери…

Много лет Людмила Андреевна работала бухгалтером в редакции «Днестровской правды», сейчас с мужем на пенсии. А о шестидесяти годах их брака говорит: пролетели, как один день. Ещё бы столько! Но есть ради кого жить, кого ждать: скоро появится на свет пятая правнучка. И наверняка потребуется помощь, где словом, а где и делом.

Давайте пожелаем Людмиле и Василию Бардык побольше тёплых, солнечных дней, которые они проводили бы вместе, а ещё – в тесном кругу родных и близких людей. В нестареющем, становящемся из года в год только краше Тирасполе.


Алина РОССИХИНА.

Фото из семейного архива.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

От влюблённости до любви

«Счастливые часов не наблюдают». Эту ставшую крылатой фразу, произнесённую...

Задание командования выполнили

Виктор Скрипник служил в Афганистане в 1985 и 1986...

Жизнь в тихой излучине Турунчука

Широкие улицы с аккуратными домами, ухоженные клумбы за невысокими...

«Желают знать, желают знать…»

Газета «Приднестровье» запускает новую рубрику «Духовный взгляд». В ней...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Архив