4.6 C
Тирасполь
Четверг, 12 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

Мирная миссия, ставшая подвигом

Согласно проведённым в ПГУ исследованиям, одной из главных особенностей...

Родом из детства

Мы все родом из детства. Недаром оно часто ассоциируется со словом Родина. И детские воспоминания – это, по сути, единение с тем местом, где ты рос.

В раннем возрасте можно только радоваться приветливому солнцу, испытывая необъяснимое безоблачное счастье. Именно таким запомнилось детство приднестровской писательнице Лидии Прано.

Бендеры 60-х. От Лидиного дома по улице Измайловской (ныне 40 лет МССР) рукой подать до Суворовской горы, со сбегающими по ней прозрачными холодными родниками, поросшей деревьями, кустарниками и дикими травами. Гора была хорошо видна прямо из её окон. Одиннадцатилетняя Лидочка, проснувшись утром, наскоро поев маминого пирога с капустой и выпив стакан простокваши, спешила на улицу, где её уже ждали друзья – такие же сорванцы, как и она сама. Вместе шли на Суворовскую гору, на самый её верх, где все окрестности были как на ладони: справа село Хаджимус, слева – Гыска, а по центру взгляду открывался лежащий внизу город. Стоя на вершине горы и запрокинув голову, вытянув вверх руки, казалось, можно было запросто дотронуться до проплывающих мимо причудливо очерченных облаков. А где-то там впереди, вдалеке неровной полоской проблёскивал Днестр. Утром в ясную погоду, когда на гору не опускался туман, можно было даже разглядеть крохотные тёмные точечки – это люди, спешащие по своим делам.

Очень важное дело было и у Лиды, недаром в детстве девочка мечтала стать археологом. Она собирала на Суворовской горе то, что удавалось найти или выкопать из глинисто-песчаной почвы. Например, солдатские каски, оставшиеся здесь с Великой Отечественной, со времени боёв за высоту 150.0. Причём не только красноармейцев, но и немецкие, «с рожками». А ещё патроны, фляги, бляхи от ремней, солдатские пуговицы и даже ржавую саблю без рукоятки. За годы на полках в Лидиной комнате накопилось столько военных трофеев, что впору было открывать музей. И сколько мама ни ругалась, сколько ни грозилась выкинуть «весь этот ржавый хлам», Лида хранила их до самого своего замужества. И только готовясь к свадьбе, решила отдать всё женщине, которая жила неподалёку и также коллекционировала артефакты. Сейчас Лида, конечно, понимает, что её находки нужно было бы отдать в музей. Но в то время, спустя не так много лет после войны, этого добра хватало везде, оно не считалось чем-то раритетным.

И сами дети жили тогда в прямом смысле среди участников войны, ветеранов, – почти в каждом доме были пришедшие с фронта. Кто-то вернулся весь израненный, кто-то без руки или ноги. И часто Лида слышала их рассказы о боях-пожарищах. Эх, знать бы тогда подростку, что время беспощадно, записать бы то, что сегодня спросить больше не у кого…

Уже нет на этой земле и самих Лидиных родных, которые были свидетелями и даже непосредственными участниками событий весны-августа 44-го. В апреле фашисты выгнали всех жителей Измайловской улицы на Фарладанскую гору. Как рассказывали мама и бабушка, вернулась семья домой только на рассвете 23 августа, когда стихли выстрелы со стороны Суворовской горы, и они услышали звуки гармони и солдатскую песню на русском языке. Вернулись, чтобы найти на месте своего дома только пепелище…

Одно из воспоминаний Лидиного детства: баба Маня работает граблями в огороде, сгребает в сторону на кучу прошлогодние сухие траву и листья, а вместе с ними, разгребая верхний слой земли, и ржавые патроны. Шустрая внучка тут же выбирает «что получше». Затем, разведя в укромном месте с друзьями Павликом и Толиком костёр, бросает в него патроны. Те взрываются один за другим, и радости подростков нет предела. Да чего греха таить, и такими были забавы у ребят того недалёкого от войны времени.

Промчались годы… Вот уже и 80 лет со дня Победы. Лидия живёт всё там же, совсем недалеко от улицы своего детства и Суворовской горы. Правда, теперь на высоте 150.0 установлен памятный знак. На нём – табличка с выгравированной надписью: «Доблестным воинам Красной Армии, 70 лет назад освободившим город Бендеры от немецко-фашистских захватчиков 23 августа 1944 года. Благодарные потомки».

Сегодня Лида вновь, как и много лет назад, смотрит с высоты птичьего полёта в сторону Варницы, Паркан, Тирасполя, Кицканского плацдарма. И на лежащие внизу родные Бендеры. На город её далёкого счастливого детства…


Муза ГОНЧАРОВА.

Фото из архива Лидии Прано.

Новые статьи

Держать марку

ООО «Хлебодар» из Ближнего Хутора занимается выращиванием зерновых культур...

Дипломатия в условиях блокад и вызовов

В МИД прошло заседание отчётной коллегии за 2025 год....

Антикризисные меры и прогноз роста

Режим чрезвычайного экономического положения в Приднестровье продолжит действовать до...

Ранняя диагностика – ключ к решению многих проблем

В министерстве здравоохранения прошло рабочее совещание с участием медиков...

День самоуправления в институте искусств: взгляд изнутри

В Приднестровском государственном институте искусств имени А. Г. Рубинштейна...

Архив