Колосово встречало щиплющим лицо морозцем, а над домами клубился дым, отдающий знакомым запахом фруктового дерева. На замёрзшую землю медленно опускались лёгкие снежинки, а где-то неподалеку горланил заспавшийся петух. Обычное будничное утро в посёлке.
Всё так же внимание привлекает его главная достопримечательность – бывшая лютеранская церковь начала XIX века. Она подчёркивает необычность истории селения, основанного в 1809 году немецкими колонистами из разных регионов Германии. Сначала посёлок назывался Бергдорфом, сегодня – Колосово. Для многих местных жителей связь с исторической родиной предков остаётся живой.
Сюда приезжают туристы из Германии и родственники ныне живущих здесь людей. Иногда местные немцы отправляются за границу, чтобы остаться там навсегда. Об этих перемещениях говорят много.
Недавно уехала семья Русланы Миронович – родители мужа уже несколько лет живут в Германии. Люди сожалеют об отъезде: сразу уменьшилось число молодёжи в посёлке, а местный Дом культуры остался без руководителя.
– Такого директора, как она, вряд ли найдём, – сетует общественница Ася Бучинская. – На своём месте была. При ней двери Дома культуры никогда не закрывались, здесь проводили много мероприятий: вечера отдыха с дискотекой, детские утренники, кружки, показ кино… Она умела увлечь людей, раскрыть их таланты, и сельская жизнь переставала быть скучной, особенно зимой.
Многие обсуждали, как сложится жизнь молодых на новом месте. Руслана окончила режиссёрские курсы в Тирасполе и мечтала создать драмкружок, обновить Дом культуры, приобрести новые музыкальные инструменты. Уехать на ПМЖ особо не хотела, но, проскакивало в разговоре, куда деваться – привязана к мужу, как ниточка к иголке.
– Молодые уехали на чужбину, – говорит глава администрации Георгий Тодоров. – Но мы желаем им удачи. Когда приходят добрые весточки, радуемся за них всем миром.
Есть в Колосово и другие переселенцы, братья Фельзинг. Одна из местных жительниц Тамара Чебан призналась, что была приятно удивлена, когда вновь увидела их здесь несколько лет назад. Егор и Пётр уехали на ПМЖ в Германию лет пятьдесят назад, и, казалось, ниточка связи с посёлком у них оборвалась. Однако нет. По приезде братья обошли знакомых, наговорились и нафотографировались вдоволь. «И поплакали даже, вспоминая многое, – сказала Тамара Ивановна. – Счастливое время было: школа, октябрятские линейки и пионерские сборы, трудовые десанты на колхозных полях, позже танцплощадка допоздна, задушевные разговоры и летние закаты… Был Советский Союз и жизнь впереди». Фельзинги продолжают любить землю, на которой родились и выросли, где-то сожалеют, что уехали с родителями на чужбину… Колосово навсегда в их сердце, и они хотят видеть его благополучным и счастливым.
Узнал я и о Владимире Мартеле из соседнего Карманово. Он там человек небезызвестный – до отъезда с семьёй в 1995 году в Баварию был тренером в местной конной школе. Рассказывать о том времени может долго и увлечённо: его воспитанники становились чемпионами соревнований различного уровня. Спросил о том, как жилось на его исторической родине. Услышал в ответ: «Родина у меня одна – Приднестровье, иначе бы я не был снова здесь. Продолжаю считать себя советским человеком. Да, тяжело здесь сейчас, много трудностей, но живёшь надеждой, что всё наладится. Люди наши – добрые, отзывчивые, с особенным волевым характером. Там не такие».
Владимир Мартель родился в Карманово, ему всё здесь близко и дорого. Вернувшись домой (именно так говорит), в свои 65 не собирается жить по-стариковски: купил дом и обустраивает его, готовится к весенним работам и активной жизни.
Не со всеми вернувшимися переселенцами мне удалось встретиться: некоторые предпочли остаться «в тени», опасаясь за родственников за границей. Но факт остаётся фактом – Колосово живёт в их душе, и они возвращаются, потому что здесь их корни.
…А тем временем день клонился к вечеру, пришла пора покидать Колосово. По дороге домой рассуждал. Некоторые местные немцы, уехавшие на ПМЖ в Германию в трудные для наших мест девяностые, к ней успели прирасти и возвращаться не хотят. Их дети и повзрослевшие внуки в Приднестровье едут больше из любопытства, чтобы увидеть места предков. Другие переселенцы, прожив в Баварии, Нижней Саксонии, Гессене и в других землях несколько лет и больше и столкнувшись с заметно падающим там уровнем жизни, с нестабильностью в политике, экономике, чуждыми традициями, задумали возвращаться.
Они знают, что и здесь жизнь нелегка – возможно, даже тяжелее, чем где-либо ещё, но человек ко всему привыкает. Привыкать на родной земле, рядом с теми, кого знаешь давно, кто во многом похож на тебя, кто близок по взглядам, духу и привычкам, гораздо проще. Под крышей собственного дома оно и приятнее, и надёжнее. Человеку дано право выбирать, где жить, и этим правом он пользуется. Только важно не ошибиться и прислушаться к сердцу.
Александр ДОБРОВ. п. Колосово, Григориопольский район.
Фото Виктора Громова.
Газета №19 (7890) от 6 февраля 2026 г.