5.5 C
Тирасполь
Суббота, 14 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Радио и мир

Томас Эдисон, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов –...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

Погибают, но не сдаются

Приднестровье, даже будучи оккупированной территорией, не прекращало борьбы с «коричневой чумой».

О подпольном движении на территории нашего края в период Великой Отечественной войны известно не так много. Кое-что рассказал исследователь военной истории Алексей Русанов на встрече со студентами и школьниками в офисе партии «Обновление».

Да, я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибали, честно и мужественно сражаясь на воле или в тюрьме», – писал Юлиус Фучик. Вот мы, потомки, и стараемся не забывать. Пускай нелегка задача, а иной раз невыполнима в принципе. Ведь с захватчиками храбро бились тысячи патриотов. О ком-то из них историки так ничего и не узнают…

Подпольная борьба по определению предполагает тщательную конспирацию. Алексей Русанов провёл немало времени, постигая историческую картину, работая с архивными материалами. Исследователь подтверждает: достоверных сведений – наперечёт. Об отдельных подпольных группах известно только по документам оккупационной администрации.

Движение сопротивления в Приднестровье началось с первых же недель немецко-румынской оккупации. Подпольные ячейки действовали во всех районах. Формы и методы их борьбы были разными: начиная от распространения листовок и вплоть до диверсий, саботажа, спасения военнопленных.

Как и на фронте, начальный этап не был успешным для подпольщиков. Большинство заблаговременно созданных групп враг сумел ликвидировать к зиме 1941 года. В последующие годы успехи антифашистов заметно сковывали противника, мешали проводить заготовку продовольствия, другие мероприятия. Скажем, о проведении эффективной мобилизации румынам нечего было и думать, на что указывал губернатор Алексяну. И никакие методы подавления, устрашения не могли остановить мужественных людей. Участники подпольных групп погибали, но не сдавались.

Приднестровцы всеми способами приближали Победу. Так, частям Красной Армии в ходе проведения Уманско-Ботошанской операции помогали партизаны и подпольные организации. Отряд «Советская Молдавия», в который вступили многие жители Каменского района, участвовал в освобождении населённых пунктов Каменского, Рыбницкого, Резинского, Распопенского и Оргеевского районов. В одном Тирасполе действовало свыше десятка подпольных групп. Всего, как предполагают, в Молдавской ССР их насчитывалось до полусотни.

Одним из руководителей подпольщиков был спасшийся из плена командир Красной Армии, известный по фамилии Кустов, или «полковник Кармелюк». Несколько позже к нему присоединился капитан Шаров, офицер РККА, командир артдивизиона, награждённый орденом Красного Знамени за оборону Одессы и впоследствии пленённый, бежавший из плена.

Алексей Русанов назвал группу Кустова-Шарова «одной из самых перспективных». Пользуясь продажностью румынских чиновников, они выкупали военнопленных из лагеря, после чего направляли в каменоломни, где снабжали оружием и документами, позволявшими беспрепятственно передвигаться по «Транснистрии». Есть данные, согласно которым борцы этой группы участвовали в подготовке покушения на Антонеску, готовили вооружённое выступление в момент приближения фронта. Так, в декабре 1943 года группа Кустова взорвала на окраине Тирасполя несколько вагонов со снаряжением и боеприпасами.

В начале 1944 года прокатились массовые аресты. Многие подпольщики были арестованы, а затем расстреляны, в том числе и Кустов-Кармелюк. Шарова арестовали немцы – его направили в австрийский концентрационный лагерь, где подпольщик и дождался освобождения. Алексей Русанов проследил его биографию, полную трагических обстоятельств. После освобождения герой приезжал в Тирасполь, чтобы документально подтвердить характер своей деятельности. Увы, прямых свидетелей не осталось. Вдобавок Шаров не мог доказать, что и правда является офицером Красной Армии. Из Тирасполя он уехал в Белоруссию, потом в Ленинград, сильно подорвал здоровье на торфозаготовках, остался без ног, бедствовал. Через сослуживцев ему всё же удалось подтвердить офицерский статус, право на полученные награды. Но к тому времени это уже был глубоко больной человек. Вскоре отважного командира не стало.

А вот история подростковой подпольной группы закончилась вполне благополучно. Она отражена в книге Г. Ломанченко и Ю. Феча «На смерть ради жизни» – первом наиболее подробном исследовании на данную тему. Пионерскую организацию, организованную Марией Скопенко, так и не смогли разоблачить. Как-то раз девочки даже попытались наклеить листовку на двери дома, где жил немецкий комендант (он, к слову, изображён художником, оформлявшим книгу). «Только намазали листовку клейстером, – вспоминала Надежда Колесниченко (Юмашева), – как из дверей вышел сам комендант – немецкий офицер с чёрной повязкой на одном глазу. В городе он был известен как матёрый палач и душегуб».

«Что не удалось взрослым, оказалось под силу детям!» – резюмировал Алексей Русанов. Вообще история подпольщиков – настоящий детектив. С той оговоркой, что написал её не отдельно взятый автор, а весь приднестровский народ, не смирившийся с оккупационным игом.


Михаил Фернет.

Фото: www.obnovlenie.info, Фото из книги Юлия Феча «Жившие ради нас».

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

От влюблённости до любви

«Счастливые часов не наблюдают». Эту ставшую крылатой фразу, произнесённую...

Задание командования выполнили

Виктор Скрипник служил в Афганистане в 1985 и 1986...

Жизнь в тихой излучине Турунчука

Широкие улицы с аккуратными домами, ухоженные клумбы за невысокими...

«Желают знать, желают знать…»

Газета «Приднестровье» запускает новую рубрику «Духовный взгляд». В ней...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Архив