5.5 C
Тирасполь
Суббота, 14 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Радио и мир

Томас Эдисон, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов –...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

О ценах и торговцах

«Раньше можно было прийти на базар и поторговаться, хоть немножко сэкономить. Сегодня везде – одни перекупщики, и торг, как это ни грустно, неуместен. Неужели нельзя как-то решить этот вопрос, может быть, отрегулировать цены или по-прежнему разрешать торговать на рынке мелким производителям без высокой арендной платы?» – задается вопросом наша читательница.
Мы не знаем, как можно одновременно «отрегулировать цену» и торговаться. Честно говоря, не знаем и как формируется арендная плата на рынке. И уж тем более не знаем – высокая она или нет. Поэтому решили поинтересоваться у того, кто эту плату устанавливает. У директора ООО «ЦЕНТР-МАРКЕТ» Николая Згобы.

– Николай Иванович, вот пишут, что у вас одни перекупщики на рынке. Правда?

– А вы помните, как лет 8 назад люди бежали – места на рынке занимали? Наш охранник когда-то снял, выложил на «Ютуб». С трех ночи люди стояли под воротами – и в шесть утра забег начинался.

(Видел я этот ролик. Зрелище впечатляющее. Толпа остервеневших людей с бешеной скоростью несется по проходам. Не дай бог оказаться на пути такой толпы – снесут, затопчут и не заметят.)

Вот в этой толпе все бегут – и те самые огородники, и перекупщики. И должен сказать, в те годы перекупщиков было больше. На сегодняшний день у нас на рынке 1172 торговых места. И чтобы занять любое, достаточно в 3 часа дня в кассе оплатить аренду на завтра. Вот у нас есть программа специальная – она показывает, какие места свободны.

– И что нужно, чтобы купить место на рынке? Я могу купить?

– Да любой может! По закону, имеете разрешительные документы, то есть патент, справку о наличии подсобного хозяйства, – и пожалуйста, арендуйте! Но, конечно, в каждом правиле есть исключения. У нас есть продавцы, которые по закону не платят за место, потому что имеют 100% льготу (от оплаты за торговое место, например, освобождены граждане старше 75 лет. – Прим. ред.). И администрация рынка не может и не будет препятствовать таким льготникам.

– Даже такие торговцы есть?

– Обязательно! А есть еще льготники с 50% оплаты – это люди с инвалидностью, «чернобыльцы», «афганцы», защитники Приднестровья – ну, в общем, стандартный список. И заметьте, мы – частное предприятие, но льготы предоставляем.

– И много у вас таких льготников?

– Процентов 5-10. Другое дело, что, например, та же многодетная мать не всегда сможет работать на рынке – ей же и за детьми смотреть надо. А вот бабушки-льготницы есть, их немало, и каждый год им продлевают аренду. Это вот все, как у нас сейчас предоставляются торговые места. И если по вашему вопросу, то мы не просто разрешаем торговать на рынке мелким производителям, а еще, если хотите, особые условия создаем.

– А за перекупщиков все-таки что скажете?

– Знаете, нет сейчас такого понятия, как «перекупщик». Это раньше когда-то были спекулянты. Но в те же годы, вспомните, на рынке все было дороже, чем в магазине. А сегодня продавец – это часть цепочки между производителем и потребителем. И без этого звена очень часто не обойтись, потому что крестьянину самому, может быть, просто дорого ехать на рынок.

– А посреднику, значит, не дорого?

– Все равно меньше получается. Вот смотрите. Один фермер, например, везет на рынок 100 кг мяса. Транспорт ему обойдется, ну пусть в 100 рублей. Значит, килограмм мяса у этого фермера будет стоить на рубль дороже, верно? А посредник объезжает 5 фермеров и везет уже 500 килограммов – за те же 100 рублей. То есть у него килограмм мяса станет дороже всего на 20 копеек, потому что расход в 100 рублей он делит уже на 500 кг.

Но в конечном итоге все решает рынок: если есть высокий спрос и можно поднять цену, то уже неважно, кто продает, производитель или торговец. Цена будет поднята, потому что это рынок. И еще. Фермер может выйти на базар, а может и не выйти. И тогда вообще ничего не купишь. А вот торговец  аренду оплатил, поэтому всегда выйдет. Рынок – это живой организм. Здесь есть общение не только работодателя и работника, здесь еще и арендатор-продавец, и покупатель.

– Кстати, о работниках. Сколько торговых мест на рынке занято вашими сотрудниками?

– Какими такими сотрудниками?

– Ну вот говорят, что ваши люди на зарплате стоят, торгуют…

– Ага, понятно. А вот скажите, как вы считаете, рынок «Зеленый» – это образцовый рынок? То есть вот когда вы ходите здесь, видите, как организовано все…

– Да нормально вроде. В любом случае, не сравнить с тем базаром, что 30 лет назад был.

– То есть мы держим марку, правильно? И вот этот порядок, чистоту надо поддерживать. И с точки зрения санитарии, гигиены – тоже. И если мы просим, чтобы продавец работал в нашей спецодежде, то это ведь не потому, что мы хотим денег с него взять. Тем более, и деньги чисто символические. Стирка дороже обходится. Но мы хотим, чтобы у торговца было человеческое лицо. И если эта манишка запачкается, мы через 10 минут выдаем новую. Потому что это ведь просто красиво. А лицо рынка начинается с таких вот мелочей.

– И это хорошо, но все-таки сколько ваших-то людей стоит?

– А нисколько. Мы, администрация, по закону не имеем права ставить своих людей на торговлю. Если я это сделаю – отбирают лицензию, да еще и административное наказание.

– Но вот продавцы в вашей униформе…

– Так ведь я о чем говорю? Если он в нашей манишке – это не значит, что он наш сотрудник. Да если даже вы станете торговать, мы и вам предложим ее одеть.

– И про цены. Народ пишет, что надо бы как-то их «отрегулировать». Что скажете?

– А мне тут о чем говорить? Вот Закон ПМР от «Об организации рыночной торговли (рынков)», вот в нем статья 16. Читаем: «Цены на сельскохозяйственную продукцию и товары, реализуемые на рынке, устанавливаются по соглашению сторон. При этом административное регулирование цен на продукцию, реализуемую на рынке, не допускается». Все сказано.

– Народ-то все равно недоволен. Говорят, дорого запредельно.

– Насчет цен могу пример привести – много было негодований ценами на Пасху. Все почему-то приехали сюда и принялись возмущаться. А никто не поехал в этот день в хозяйства, которые выращивают огурцы, помидоры и так далее, и не спросил у них: «Как так? Вчера огурцы по 15 рублей, а сегодня ночью – уже по 25». То есть это вопрос не к нам, это к производителям. У нас-то прейскурант на аренду всегда одинаковый – праздничный день, выходной или обычный.

– И поторговаться нельзя. Очень это некоторых людей печалит.

– Знаете, бывал в восточных странах. Вот там на базаре торговаться можно хоть целый день. Потому что у них главное – не покупка, главное – сам процесс. Но будет человек торговаться или нет – и там, и у нас определяет не администрация. Это продавец решает. Захочет или не захочет уступить – его дело.

– А еще говорят, арендная плата у вас завышенная.

– Да как сказать… Одно дело – если арендная плата берется, когда человек торгует в грязи, без документов. А мы отвечаем ведь за условия, в которых идет торговля. Это проверенные весы, которые если показывают килограмм – так это килограмм. Мы отвечаем за качество продуктов, которые непосредственно хранятся у нас – в холодильниках или на складах. К нам регулярно приходят службы, делают профилактику от насекомых, крыс. И нужно покупать импортные, хорошие средства, чтобы соблюдать требования, чтобы было чисто.

Сейчас созданы просто грандиозные условия для торговли. Вот смотрите – если на улице температура 42 градуса, то у нас под навесом – не больше 35, потому что работает система «Туман». И она работает для всех. А это все расходы – и средства санитарные, и эта система, и много чего еще.

– То есть хорошее бесплатно не бывает?

– Иногда все-таки бывает. У нас, например, с 14.00 можно торговать без аренды места. Любой может приехать, встать за любой свободный прилавок и торговать. Конечно, все виды контроля будут – и фитосанитарный, и так далее. Но даже те, кто за аренду не платит, все равно посмотрят, почем там соседи продают, и будут по такой же цене торговать.

– А чего ж тогда так говорят?

– Говорить могут что угодно. Я буду делать так, чтобы человек получил удовольствие от посещения рынка.

Тут уже я сам вспомнил советские времена. «Зеленый» сейчас выглядит совсем не так, как тогда – центральный базар. Грязь, запахи, какие-то потеки аж на улицу, тучи мух, но зато торговаться, да, можно было. Но, во-первых, не со всеми, а во-вторых, тогда торговец на рынке мог назначать любую цену – в магазинах все равно выбор был не очень богатый. А когда любая цена, тогда и уступать проще.

Кстати, сам сходил на рынок, как бы за рыбой. Специально, чтобы проверить насчет «поторговаться нельзя». 5 продавцов обошел, спрашивал цену. 4 из них тут же предложили скидку, но мне все равно нужно было только посмотреть.
То есть получается – можно и поторговаться, и насчет завышенной аренды слухи преувеличены оказались. А вот чистоту и порядок на рынке (да и вокруг) сразу видно.

Впрочем, выбор есть всегда. Может, кому-то просто нравится покупать непонятно что, наполовину в грязи, зато на 3 копейки дешевле.

Его право.

Сергей ИРОШНИКОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

От влюблённости до любви

«Счастливые часов не наблюдают». Эту ставшую крылатой фразу, произнесённую...

Задание командования выполнили

Виктор Скрипник служил в Афганистане в 1985 и 1986...

Жизнь в тихой излучине Турунчука

Широкие улицы с аккуратными домами, ухоженные клумбы за невысокими...

«Желают знать, желают знать…»

Газета «Приднестровье» запускает новую рубрику «Духовный взгляд». В ней...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Архив