5.7 C
Тирасполь
Суббота, 14 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

Обращение по случаю Дня территориальных (спасательных) сводных отрядов

Уважаемые приднестровцы! Создание в Тирасполе при штабе гражданской обороны территориального...

«Зеленый свет» столицы

Далеко не каждый житель Приднестровья может позволить себе съездить в Японию, чтобы полюбоваться чудной листвой, к примеру, сакуры японской. Или в Канаду, чтобы увидеть бундук двудомный. К счастью, в Тирасполе эти и многие другие растения есть в ботаническом саду.

Дендрарий, впрочем, живет не сакурой единой. Коллектив ботанического сада решает немало проблем и хозяйственного, и научного плана – для того, чтобы мы с вами могли наслаждаться природной красотой. В последнее время все интересуются жизнью республиканского ботанического сада: от министерств до общественников, народного контроля. И неудивительно, ведь эта территория – достояние всего города, которое нам необходимо сохранить, как бы это ни банально звучало, для потомков. Для начала можно задать общий вопрос: что делает коллектив ботанического сада? «Мы омолаживаем коллекцию, пополняем ее новыми растениями, реконструируем участки сада, занимаемся обрезкой, оздоровлением деревьев – все это в наших обязанностях», – подчеркивает директор Валерий Старыш. Вообще же ботанический сад – это большой живой организм, который сравним с человеком. Если долго не мыться, не стричься и жить в пещере, велик шанс превратиться в папуаса. Такая же история и с дендрарием – здесь все-таки хочется видеть не дикий лес, а облагороженный ландшафт.

Где парк, а где дендрарий

Начали интервью с директором ботанического сада мы с важного вопроса: чем отличается парк от дендрария? Все здесь достаточно прозрачно. «Парковые зоны предназначены для рекреации, для отдыха людей, – объясняет Валерий Старыш. – Ботанический сад в данном случае можно сравнить с зоологическим садом. Сюда приходят не просто погулять, а ознакомиться с коллекцией редких для нашего края растений». В парке высаживаются растения «местные», выносливые, можно сказать, к массовому посещению, которые хорошо приживаются, дают тень. В дендрарии размещаются растения, диковинные для нашей климатической зоны: представители азиатской, дальневосточной, американской флоры.

Не секрет, что в апреле-мае многие люди ходят в дендрарий, чтобы безо всяких экскурсий полюбоваться пестрым цветением различных культур. «Частые наши гости – студенты, изучающие декоративные и лекарственные растения, – продолжает руководитель. – У нас есть большой питомник площадью два гектара с посадочным и учебным материалом. Кроме того, учебным заведениям мы безвозмездно передаем посадочный материал, в 2017 году – на сумму 13400 рублей».

Безусловно, отношение людей к дендрарию должно отличаться от парка. Если дендрарий сделать прогулочной зоной, уверен Валерий Иванович, многие декоративные растения попросту не выживут. Сами представьте: приходит, допустим, в ботанический сад сотня-другая людей – будет ли производиться при ежедневном вытаптывании должный уход за растениями?

Не дремлет и «эпидемия селфи», рассказывает руководитель ботанического сада: «Я видел, как люди забираются на деревья и ломают ветки, губят кустарники, все ради одного снимка. Конечно, большая часть наших посетителей соблюдают правила поведения в дендрарии, но есть и такие случаи».

«Колючая» история

В этом году работники ботанического сада продолжают масштабную работу по устранению сухостоя и нежелательной растительности. Вдоль улицы Мира она проводилась в течение пяти лет, сейчас спил деревьев организован вдоль улицы Одесской. Вкратце расскажем предысторию. Еще в довоенное время (по воспоминаниям старожилов – до 1940 года) на территории дендрария столичного ботанического сада были высажены гледичии. Эти листопадные раскидистые деревья семейства бобовых вырастают высотой до 25 метров, да к тому же обладают непролазными колючками. В послевоенное время гледичии выполняли роль живой изгороди. Деревья посадили в два ряда, так что устранить их оказалось не так-то просто.

В 2000-е годы, когда дендрарий окружали декоративным забором, вопрос спила гледичии уже обсуждался. Но, вспоминает Валерий Старыш, тогда эти работы посчитали дорогими и выделили деньги только на сам забор. В последние годы падающая гледичия стабильно рвала провода, а отдельные ветки даже валились на прохожих.

Спил аварийно-опасных деревьев по улице Одесской, проводимый подрядчиком, – не самая легкая работа. «Очень важно, что не повредили забор! – говорит директор. – Когда подсохнет земля, подрядчик вывезет остатки, и мы начнем зачистку растений, которые находятся в этой защитной полосе. Декоративные и молодые растения оставим, будем подсаживать менее рослые растения».

Наука и хозяйство

«К сожалению, в нашем регионе не так много специалистов по декоративному садоводству», – сетует наш собеседник. Это к кадровому вопросу. Многие научные сотрудники учреждения имеют сельскохозяйственное, агрономическое образование, они уже на месте проходили переподготовку. Сейчас грамотная команда уже сформировалась, а в трудные девяностые годы, вспоминает Валерий Старыш, коллекция дендрария была на грани гибели, научная работа велась по принципу «кто на что способен».

«Научный подход без хозяйственного обеспечения мало что решит», – уверен специалист. Обе стези должны шагать в ногу. Как, например, если не сообща, решать проблему зарастания коллекционных видов растений дикоросами? Над решением этой проблемы научные сотрудники с рабочими озеленения трудятся круглый год.

На освобожденных от дикоросов территориях первым делом оздоравливают увядающие коллекционные растения, высаживают новые, заблаговременно размноженные на построенном парниковом участке и доращенные на питомнике. Среди них кипарис вечнозеленый, метасеквойя, вейгела «Красный принц», гортензия черешковая, анемона японская и многие другие виды.

Кроме того, ботанический сад получил патент на «способ выращивания костреца безостого», подана заявка на сорт кунжута индийского. Кстати, семена последнего используются как для производства масла, так и для обсыпки мучных изделий (булки, выпечка) и в качестве приправы. Из слегка прокалённого кунжута производят восточные сладости – тахинную халву и козинаки. На сегодня ботанический сад располагает ассортиментом семян пряновкусовых, ароматических и красивоцветущих растений. Но как же их использовать? Не торговать же сотрудникам на рынке?

Сейчас в питомнике размножают «букет» растений, включающий более 350 видов и сортов. Они не отданы на милость природы: за ними на протяжении 5 лет тщательно наблюдают и ухаживают. А всего в питомнике ботанического сада насчитывают порядка 30 тысяч единиц посадочного материала. Несомненно, все это должно быть востребовано, реализовано. Иначе зачем напрасно тратить средства, силы и время?

Что же коллектив предпринимает в этой ситуации? «В первую очередь, повышаем декоративную привлекательность дендрария», – поясняют сотрудники. Только в этом году в рамках реконструкции участков высажено 88 хвойных, 78 лиственных растений, 311 кустарников. Продолжена закладка иридария из новых сортов ирисов: высажено 29 образцов. Также пополнена коллекция «краснокнижных» растений на демонстрационном участке – в общей сложности их высажено порядка 700 единиц.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Серьезная техническая работа была проведена по организации (скорее, даже модернизации) полива. «Мы поднимали старые материалы и выяснили, что оросительная система строилась в 50-60-х годах, – рассказывает руководитель ботанического сада. – У нас есть видение, как ее модернизировать, но на это необходимы значительные средства. Поэтому мы работаем поэтапно. За последние годы мы заменили порядка 70 стоек стационарной системы полива в розарии. Это достаточно кропотливый труд. Дальнейшие планы – организовать капельный полив в питомнике, потому что в каждой зоне необходим особенный вид подачи воды».

Проведенная реконструкция участка розария доставила немало хлопот и оказалась достаточно трудоемкой работой. «Мы решили дальше не заменять старые посадки, а их омолаживать, оздоравливать  и защищать от болезней и вредителей, – отмечает Валерий Старыш. – Наши труды дали результат».

Кроме того, была введена в эксплуатацию пленочная рассадная тепличка, выполнена замена всасывающего трубопровода насосной станции («Работа на уровне подвига», – улыбаются сотрудники), проведен большой объем хозяйственных работ при активной поддержке министерства сельского хозяйства и природных ресурсов. В общем, сидеть сложа руки тут никому не приходится!

«Сегодня нередко звучат критические высказывания о том, что в былые времена, в советское время, в наших городах и селах «не то и не там высаживали», – заканчивает разговор директор республиканского ботанического сада. – По этому поводу скажу так. Те, кто жил в то время, строили, садили так, как понимали. Они ухаживали за растениями. Многое из посаженного переросло и с течением времени обветшало. И замену ветхих деревьев нужно производить не только на словах, но и на деле». К слову, сотрудники разработали генплан реконструкции дендрария ботанического сада в развитие проекта 1959 года. Результат работы есть, перспективы – тоже. Главное – не забывать, что растительный мир не живет сам по себе, и за нас о нем никто не позаботится.

Андрей ПАВЛЕНКО.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

От влюблённости до любви

«Счастливые часов не наблюдают». Эту ставшую крылатой фразу, произнесённую...

Задание командования выполнили

Виктор Скрипник служил в Афганистане в 1985 и 1986...

Жизнь в тихой излучине Турунчука

Широкие улицы с аккуратными домами, ухоженные клумбы за невысокими...

«Желают знать, желают знать…»

Газета «Приднестровье» запускает новую рубрику «Духовный взгляд». В ней...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Архив