5.7 C
Тирасполь
Суббота, 14 февраля, 2026

Популярное за неделю

От нежности жестокой заходясь…

В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл...

Коротко о важном

Чрезвычайное экономическое положение продлено ещё на 30 суток. Соответствующий...

Послание Президента – программа действия

Послание Президента Вадима Красносельского органам государственной власти и управления...

Обращение по случаю Дня территориальных (спасательных) сводных отрядов

Уважаемые приднестровцы! Создание в Тирасполе при штабе гражданской обороны территориального...

Спасибо за мирное небо!

Женщина и война… Что может быть противоестественнее? Одна даёт жизнь, другая уничтожает. Во время Великой Отечественной женщины рядом с мужчинами на фронте боролись с врагом. Они были снайперами и зенитчицами, лётчицами и сапёрами, танкистами и связистками, политработниками и стрелками, шофёрами и кавалеристами, подпольщицами -партизанками. Женщина спасала раненых, пекла хлеб, стирала окровавленные гимнастёрки и бинты, готовила и разносила еду в столовых. Армия шла впереди, а за ней «второй фронт» – прачки, хлебопёки, повара. Женщины-фронтовички, не стрелявшие во врага, убеждены, что у них были «негероические» должности. Мол, и на войне занимались тем, что испокон веков женщина делать должна: обстирывали, обшивали, кормили… Только без этого женского ежедневного тяжкого бытового труда, без них, великих тружениц войны, Победы бы не было. И фронтовые награды они получали заслуженно, как и те, кто уничтожал врага.

Татьяна Петровна Рождественская – из числа женщин этого «второго фронта». Родом она из Еланьколеновского района Воронежской области. Родилась в крестьянской семье. Мама умерла, когда ей было три года, отец вынужден был жениться во второй раз, чтобы поднять своих троих детей. А всего потом в семье стало семеро. Татьяна родилась 29 января 1923 года. Окончила восемь классов и с 15 лет стала работать в колхозе. «Наш колхоз выращивал сахарную свёклу. Вставали весной рано, в четыре часа, и на поле. Вручную прореживали всходы, дадут тебе твою норму, несколько гектаров, умри, но выполни. Приходишь домой уже затемно, нужно ещё по дому что-то сделать, а рук и ног не чувствуешь. В июне 41-го от пассажиров поезда мы узнали, что война началась. Брата на фронт забрали, слава Богу, живой вернулся. В 1943-м к нам в колхоз военный приехал девушек на фронт набирать. Отобрали четырёх девчат, самых крепких и выносливых. Мы не знали, чем будем заниматься.

Повезли нас в воинскую часть под Харьков. Город был полностью разрушен, только трубы печные торчали… Как там люди выживали? Довелось мне служить в 462-м батальоне 2-й воздушной армии 2-го Украинского фронта. Жили мы рядом с аэродромом, в землянках. Мне было поручено обслуживать лётный состав аэродрома – разносить еду, которую повара готовили, накрывать столы, убирать посуду. Это только на первый взгляд кажется, что работа лёгкая. На самом деле тяжело даже для меня, привыкшей с детства к физическому труду. Спали всего по четыре часа. Утром подъём в четыре, надо успеть горячую воду с кухни принести, в любую погоду помыться, постирать белую кофточку на смену, привести себя в порядок. Мы генералов кормили, полковников, гостей, которые в часть приезжали, надо было всегда выглядеть аккуратно, работать быстро, всё успевать. Кормили лётчиков хорошо, они считались элитой армии. Родина отдавала им самое лучшее, что у неё было. Кормили три раза в день партиями. Вертишься как белка в колесе целый день, где присядешь на минутку и уже спишь. Только крепкие сельские девчонки могли выдержать такую физическую нагрузку. Спать ложились в одиннадцать – половине двенадцатого ночи, а в четыре утра опять подъём.

Но самое тяжёлое на войне – переносить смерти людей. Погибали лётчики часто, только слышим, что опять кто-то не вернулся из полётов. В основном молодые ребята, ещё пожить-то не успели. Кровью сердце обливалось…» – рассказала Татьяна Петровна.

Аэродромы часто бомбили немецкие самолёты, в любую минуту и лётчики, и обслуживающий их персонал могли погибнуть. Но Таню Бог миловал. 2-я воздушная армия прошла героический путь от Ельца и берегов Дона до Берлина, Праги и реки Эльбы. Участвовала в битвах под Курском, на Днепре, в наступательных операциях под Житомиром, Львовом, Краковом. Всего за годы войны лётчики 2-й воздушной армии совершили свыше 336 тысяч боевых вылетов, провели более шести тысяч воздушных боёв, во время которых уничтожено семь тысяч самолётов противника. Тысячи воинов награждены орденами и медалями, свыше 220 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

«После Украины наша воздушная армия Белоруссию освобождала, – вспоминала Татьяна Петровна, – потом границу нашу перешли и на Польшу двинулись, вошли затем в Чехословакию, Германию. Там о нашей Победе узнали. Это был день со слезами, с неописуемой радостью. Мы так его ждали, так верили, что никогда такое не повторится… Уже после победы о личной жизни можно было подумать. За мной стал один наш лейтенант ухаживать, предложил расписаться. Мой командир, майор Лабутин, сказал мне: «Война кончилась, Танечка. Теперь вам, девчонкам, надо замуж выходить и детей рожать. Он парень хороший, выходи». Нашу часть в Австрию перевели, 30 августа 46-го мы там с Костей расписались. Дали нам в части комнатку, там и жили, потом я домой поехала, а он ещё служить остался. До звания капитана дослужился и приехал за мной после демобилизации. В 48-м дочка у нас родилась, потом сынок. Солдат, с которым муж служил, посоветовал нам в Суклею на постоянное место жительства перебраться, там у него родители жили. Встретили они нас очень хорошо, муж в воинской части в очередь на жильё встал, через год квартиру дали вот здесь, в Октябрьском микрорайоне Тирасполя. Когда приехали, стройка повсюду шла, грязь, без резиновых сапог не пройти».

Бывшие фронтовики устроились на работу и начали мирную жизнь. Татьяна Петровна до самой пенсии на швейной фабрике «Одема» проработала. В семьдесят лет муж Татьяны Петровны заболел и умер. Она и сорокалетнего сына схоронила, но не согнулась под ударами судьбы, оставаясь светлым, добродушным и любящим человеком. Татьяна Рождественская умерла 11 марта 2020 года, дожив до 97 лет.


Алла ОВСЕЙЧИК.

Фото из архива семьи Татьяны Рождественской.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

От влюблённости до любви

«Счастливые часов не наблюдают». Эту ставшую крылатой фразу, произнесённую...

Задание командования выполнили

Виктор Скрипник служил в Афганистане в 1985 и 1986...

Жизнь в тихой излучине Турунчука

Широкие улицы с аккуратными домами, ухоженные клумбы за невысокими...

«Желают знать, желают знать…»

Газета «Приднестровье» запускает новую рубрику «Духовный взгляд». В ней...

Кукла может говорить, может сказку подарить

«Волк и заяц, тигры в клетке – все они...

Архив