Здесь работают одержимые люди. Такие есть в каждой профессии. Одержимые скрипачи, шахматисты, космонавты, врачи. Профессионалы, которые работают не за зарплату и даже не за идею, не за что-то, а потому что. Потому что их дело – их жизнь. И да, в нашей газете однозначно работают такие люди. Патриоты своего дела и патриоты своего издания. И да, наше дело – наша жизнь.
Однажды мы осознанно предпочли печатное слово красивой картинке, самолюбованию и необходимости писать простые тексты, состоящие из коротких предложений, легко воспринимающихся на слух. Мы осознанно и со всей ответственностью выбрали необходимость обдумывать каждое слово в контексте других, перечитывать снова и снова, править и все равно оставаться недовольными. Не спать ночами и, наконец, находить тот единственный вариант, который окажется достойным газетной полосы. Мы поклонники огромной силы печатного слова, бесконечно требовательные к своим текстам, бесконечно себя попрекающие: «Написано недостаточно хорошо». Мы знаем, что из слов может быть сложена настоящая музыка, трогающая души людей, волнующая, рассказывающая о самом сокровенном. Мы понимаем, что в печатном издании автор перед читателем как на ладони. Здесь не спрячешься за удачный кадр или усиливающий восприятие музыкальный фон. Здесь нужно без обмана, честно, как перед Богом. И да, мы работаем только так. И да, по-другому не умеем и не хотим.
Поговаривают, газеты изжили себя. Пусть говорят. Когда-то так же говорили о кино и театрах. Мол, ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение. И что?! Мы так же ходим в театры и кинотеатры, мы так же читаем книги и газеты. Формы меняются, верно. Сегодня мы читаем вперемешку бумажные книги с книгами электронными. Кому как удобнее, быстрее, доступнее. Но мы читаем. Мы обмениваемся впечатлениями от новинок и советуем друг другу книги современных писателей, узнаем новые имена и открываем новые таланты. Мы все так же, как и прежде, любим достойную прессу. Прессу, которой доверяешь. Авторов, которых считаешь уже частью своей жизни, узнавать мнение которых привык и любишь. Газета — это такое же личное, интимное, сокровенное общение, как и спектакль именно для тебя и о тебе, как книга о твоих мечтах, страхах, мыслях, как кино, которое помогает дать ответы на главные вопросы. Да, это то, что не заменить ничем. Не подменить. Авторские колонки, авторские материалы, авторские тексты не заменит никакой рерайт информации, выброшенный в Сеть. Их не заменят безликие однотипные статьи, «перепечатанные» в сотый раз сотым интернет-ресурсом. Люди все так же дорожат общением «от души к душе», которое возможно, только если ты делаешь честную газету с честными авторскими материалами. Только если твоя работа – это очень личное. И да, для нас наша работа – это очень личное. Как и все наши читатели, с которыми мы держим обратную связь.
Сегодня моих бывших однокурсников журфака из отделения прессы разбросало по всему миру. Кто-то работает по профессии, кто-то – нет. Но все пристально следят за газетами и журналами, за авторами, этого уже не изменить, это у нас в подкорке. И где бы ни жил человек, в Москве или Берлине, в Вене или Питере, в Иерусалиме или Лондоне, всюду газеты являются частью жизни людей. Неотъемлемой и довольно значимой. Когда я спрашиваю бывших сокурсников, читают ли в их городе газеты, какое-то мгновение они удивленно молчат, а потом переспрашивают, какими именно газетами я интересуюсь. Там их великое множество – для разного читателя с самыми разными запросами, увлечениями, принадлежностью к разным социальным группам и даже профессиям. «Безусловно, газеты читают», – таков всякий раз бывает ответ на мой вопрос. Более того, читать газеты – это хороший тон, это признак высокой культуры и развитого интеллекта. Их читают всюду – в метро, в ресторанах, в гостиницах, в кафе, в поездах. Свежая пресса в этих местах – норма, а вовсе не удивление. Центральным изданиям доверяют, люди уверены, что в них не может быть обмана или непроверенной информации. В них они не найдут сплетен – для этого есть другая пресса, более легкая, так называемая «желтая». Но такая, говорят мои коллеги из разных стран, менее востребована. Потому как такого более чем достаточно в Интернете, большинство же людей истосковалось по умным текстам и грамотным статьям, по аналитике, по авторскому подходу в материалах самых разных газетных жанров.
…Поговаривают, что газет скоро не станет. Исчезнут за ненадобностью. Невостребованностью. Готова спорить, этого не будет. В той мере, о которой говорят газетные пессимисты и любители суррогата, приторной или скандальной патоки в виде непрофессиональных форумов и пабликов, размещающих полусплетни, полувыдумки. Их диванным пророчествам, мол, газеты исчезнут абсолютно, их не останется даже в сухом остатке, сбыться не суждено. Да, разумеется, мир не стоит на месте, и Интернет уже занял в нем свое почетное место. Но в этом современном мире с новыми технологиями и новыми ресурсами газеты всегда будут занимать свою законную нишу – в бумажном виде или в виде электронном.
Центральная газета, которой мы и являемся, – это знак качества, это доверие читателей, это доверительные разговоры о главном. Это проверенная информация, это авторский почерк, это незаменимый сегодня и ничем не заменяемый в перспективе формат общения со ставшим уже своим или только потенциальным читателем. Какие бы времена ни наступили, какие бы невообразимые возможности ни открывало будущее, тому важному, что мы привыкли понимать под газетой, – быть. Возможно, быть статьям в виде голографической картинки. Или материалам, читаемым с современных гаджетов. Или быть рассуждениям авторитетных журналистов на сайте нашей газеты, над внешним видом которого наши дизайнеры продолжают работать и сегодня. И да, всему этому, а значит газете – быть. Пока существует человек разумный, думающий, чувствующий, ищущий ответы на главные жизненные вопросы, вопросы бытия и предназначения…
Татьяна Астахова-Синхани.