-4.5 C
Тирасполь
Среда, 18 февраля, 2026

Популярное за неделю

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Градусник за окном показывал -10° по Цельсию. Дул пронизывающий...

Радио и мир

Томас Эдисон, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов –...

Оставить добрый след на земле

Её «Инстаграм» полон нестандартных фотоисторий. Листая его странички, попадаешь...

Мелочь превращается в рубли

С 13 по 19 февраля 2026 года Приднестровский республиканский...

Несломленные

872 суток, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, захватив город в кольцо, фашисты удерживали в ловушке три миллиона ленинградцев.


Моя мама Нина Григорьевна Бакаржи (в девичестве Латынцева), уроженка села Полдарса Великоустюгского района Вологодской области, волею судьбы в 1941 году оказалась в городе на Неве, где её, как и всех жителей, настигла изоляция от остального мира, известная человечеству под названием «Блокада Ленинграда».

Мама давно уже умерла, но недавно я обнаружил один документ, который меня поразил: «Уважаемая Нина Григорьевна! Посылаю вам документы, полученные на ваш запрос в Кронштадтский райвоенкомат. На основании справки о работе в Кронштадте осенью 1941 года вы имеете право получить знак и удостоверение «Житель блокадного Ленинграда», что даёт вам право на льготы. С уважением, директор музея, заслуженный работник культуры РФ, академик МАНПО, полковник запаса А.А. Шишкин». В «шапке» документа надпись: «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда».

«Мама, разве у кого-то были сомнения, что ты блокадница? Интересно, в чем?». Выяснилось – в сроках. В 1989 году был утвержден знак «Житель блокадного Ленинграда», и она очень хотела его получить. Для этого необходимо было документальное подтверждение, что находился в осажденном городе четыре месяца. А доказательств как раз и не было: какие-либо справки, документы того страшного времени не сохранились. Кто о них мог думать тогда? Обстрелы, голод, болезни, смерть…

Эвакуация по «Дороге жизни» через Ладогу началась только зимой 1942 года. Но в списках Красного Креста среди эвакуированных маминой фамилии не обнаружили.

Умерла Нина Григорьевна Бакаржи в 85 лет, так и не получив знак «Житель блокадного Ленинграда», хотя в этих нечеловеческих условиях прожила более шести месяцев. «Да Бог с ним, с этим знаком, мама, думаю, не это главное, хорошо другое, что после блокады ты осталась жива и ещё прожила со мной почти 65 лет».


Александр БАКАРЖИ, член союза журналистов ПМР, г. Тирасполь.

На фото: Нина Бакаржи с сыновьями Николаем и Александром. Тирасполь, 1960 г.

Фото из семейного архива

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Вкусное здоровье

В ежегодном Послании органам государственной власти (оглашено 29 января...

Ситуация на местах

Президент Глава государства провёл селекторное совещание с руководителями органов...

Основа стабильного урожая

Мелиорация для Приднестровья – не просто отрасль сельского хозяйства,...

Сердца, растапливающие лёд

Зима – всегда испытание, а нынешняя особенно сурова: мороз,...

«Приднестровье» теперь в Мах

Новый уровень связи с читателями открывает наша газета. Издание...

Архив