В столичной центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл вечер памяти приднестровского поэта Сергея Чернолева (1957-2018). Литераторы, любители поэзии, преподаватели, студенты-филологи – те, кто знал и кто не знал нашего выдающегося поэта, собрались, чтобы прикоснуться к его судьбе и творчеству, поскольку для самого Чернолева эти понятия были неразделимы.
Сергей Чернолев – уроженец молдавского города Резины, большую часть жизни провёл в Рыбнице, работал токарем, художником-оформителем, слесарем по обслуживанию автомобилей, гончаром и обжигальщиком керамики. Однако всё это лишь внешняя канва его внутренней, главной, духовной биографии, которая открывается только через поэзию. Почва, судьба, трагедия, любовь, вера – всё в лирике Чернолева обретает большой масштаб, становится значительным благодаря беспощадной искренности и, конечно, высокому поэтическому мастерству. Неслучайно его последняя книга, вышедшая посмертно, называется «Идущий к свету».
Эпиграфом к ней поэт сделал слова великого философа-гуманиста XX века, лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Те, кто испытал на себе, что такое страх и физическое страдание, сплочены воедино во всём мире. Между ними существует некая незримая связь. Вместе ощущают они тот ужас, который несёт им жизнь, вместе хотят избавиться от боли». Ведущий мероприятия поэт Юрий Заяц отметил, что Чернолев «осознал человеческую жизнь как путь к Богу, при этом умел видеть небесное в земном». В его последних стихах раскрывается сложная гамма переживаний много испытавшего человека, балансирующего на грани отчаяния и надежды:
…Прощай, сестра. Слабеет наша связь.
Листаю дни, как древние поверья.
От нежности жестокой заходясь,
Ты медлишь перед запертою дверью.
Набегами земля разорена.
С низовий веет тёмною враждою.
Грачи кричат, и близится весна.
Грачи кричат над талою водою.
Поэт Марина Сычёва сказала о нём так: «Его стихи хочется перечитывать. Почему? Возможно, потому что такова она, настоящая поэзия. Во всеобщем бесконечно болтающем, поверхностно думающем, обыденном шоу по имени жизнь только ОНА, блаженно качаясь, что-то бормоча и всматриваясь в реальность, остаётся единственно трезвой и понимающей наш мир. И пусть вещий голос поэта негромок, но это он говорит, что «…идущему к свету милосерден Господь». И снова вздрагиваешь от осознания того, как хрупок мост над пропастью бездушия. И вспоминается: «Имеющий уши, да услышит».
…виски остудит, и смолкнет стон.
Земля обступит со всех сторон.
И вести внемля, рыдай навзрыд.
В сырую землю певец зарыт.
В сосновом ложе сокрыта страсть,
Что – вон из кожи – рвалась, неслась.
Так бьют промёрзлый колымский грунт,
И на подмостках так сердце рвут.
Что подлость сплетни тебе, певец?
Постылой смерти в противовес,
Сметая траур, звенит вовек
Твоей гитары весёлый всплеск.
Слова знакомы, простые – сплошь…
Но в горле – комья, когда поёшь.
Эти стихи Сергея Чернолева, посвящённые Владимиру Высоцкому, можно отнести к нему самому – трагическому поэту сложных времён, в которых мы продолжаем жить, любя и помня его творчество – суровое, но всё-таки светлое, глубокое и человечное.
Тимур ДОЛИНИН. г. Тирасполь.
Фото: http://www.tiraspol-news.ru
Газета №21 (7892) от 10 февраля 2026 г.
