Рабочие. Механизаторы, токари, слесари, комбайнеры и множество других специальностей – ни один производитель, с которым общался за последнее время, не сказал, что у него хватает рабочих. Ни один. Потому что всем нужны специалисты с опытом на определенной технике. А где его взять вчерашнему студенту, этот опыт? И складывается очень странная картина. С одной стороны – масса рабочих мест, а с другой – нет работы.
Есть идеальный вариант подготовки рабочих кадров. Пришел молодой человек учиться, например, на моториста. Он должен знать, как работает дизельный двигатель, уметь определять и устранять неисправности. Но принцип работы дизеля не меняется с момента изобретения, поэтому все дизельные двигатели различаются только в деталях. Но в то же время просто физически невозможно знать все эти детали, потому что моторы выпускают множество фирм, и у них множество моделей.
И тогда студенту дают базовую теорию, общие для всех двигателей принципы, типы устройств. А потом человек осваивает именно те двигатели, которые применяются на наших предприятиях. И это будет выгодно всем: молодой человек получает профессию, которая действительно требуется здесь и сейчас, работодатель – нужного и главное, подготовленного специалиста.
Но для этого необходимо, чтобы те, кто учит, знали, чему учить.
– К сожалению, не всегда в наших учреждениях профессионального образования проводят консультации с работодателями, – говорит Людмила Тануркова, начальник управления профессионального образования министерства просвещения. – А такие консультации нужны, чтобы образовательные программы соответствовали требованиям тех, для кого фактически и готовят этих специалистов.
Более того, по словам Танурковой, хотя минпрос требует согласовывать учебные программы с работодателями, очень часто это оказывается пустой формальностью. Вроде бы, что-то подписали, согласовали… А потом предприниматели жалуются, что молодых специалистов приходится доучивать.
Это не очень хорошо. Получается, что молодому человеку дают знания, которые он не сможет применить на практике. И наоборот – не учат тому, что ему реально пригодится. Попросту говоря – с такой подготовкой на работу не возьмут.
А еще очень часто бывает, что будущих механизаторов или ремонтников готовят на технике, которая уже лет 30 не выпускается. Это общая беда учебных заведений не только у нас – и в соседних государствах, и в России тоже не хватает современных учебных пособий и тренажеров. Есть, конечно, дуальное образование, когда кандидаты в рабочие, получив базовую подготовку, завершают обучение уже в процессе работы, на действующей технике.
Но при всех достоинствах этого метода есть и недостаток. Вот представьте себе: вы – владелец комбайна ценой в 200 тысяч долларов. Доверите ли вы такую технику неопытному мальчишке?
А если не доверите, как он сможет научиться этим комбайном управлять? И где тогда найти комбайнера?
Выход есть, уверены в минпросе. Выглядит это так: есть поставщик сельскохозяйственной техники в Приднестровье. И этот поставщик не просто привозит сюда трактора, комбайны и прочее – он готовит персонал для работы с этими машинами.
По идее министерства, на этой же технике можно учить и студентов. Базовые знания у них есть, остается подготовить к работе с конкретной линейкой оборудования.
– Когда мы готовили это предложение, то учитывали российский опыт, – говорит Людмила Тануркова. – Смотрели, как эту же проблему решали в Краснодаре на заводе «Клаас» и в Калуге – на предприятии «Фольксваген». Этим предприятиям были очень нужны молодые кадры. И они сумели решить проблему.
«Клаас» (Claas GmbH) – немецкая машиностроительная компания, один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники. Имеет завод в Краснодаре, мощность производства – до 2000 комбайнов и 1000 тракторов в год. По итогам 2019 года завод «Клаас» в Краснодаре стал лучшим из 13 предприятий концерна по эффективности управления бизнес-процессами.
Компания создала в Краснодаре ресурсный центр, где обучает студентов работе со своей техникой. Благодаря этому центру «Клаасу» удалось поднять продажи своей техники – покупатели знают, что для нее всегда есть готовые специалисты.
Российский опыт вполне применим и для Приднестровья. У нас такие же образовательные стандарты, как в России. И по этим стандартам 70% учебного времени уделяется основополагающим, базовым знаниям. А оставшиеся 30% – вариативная часть, то есть ее содержание можно менять под местную специфику. В том числе и под требования нашего рынка труда.
Что характерно – предлагаемая минпросом схема учитывает интересы всех участников. Студент получает востребованную профессию, покупатель техники уверен, что она не будет простаивать (ведь специалист для нее уже есть). А продавец мало того, что увеличивает объем продаж, так еще и экономит на обучении – ведь базовые знания студент уже получил в учебном заведении.
К сожалению, запустить эту программу сегодня не получается. Бизнесмены, к которым минпрос обратился с предложением, хотят доплат за обучение молодых людей. А пока этого нет, предпочитают переучивать старых рабочих.
Возможно, предлагаемый метод подойдет не для всех. Возможно, для тех, кто будет по нему работать, действительно стоит предусмотреть какие-то преференции. Министерство просвещения продолжает работу, ищет новые варианты. А пока получается замкнутый круг – все хотят иметь молодых и хорошо подготовленных специалистов, но не хотят вкладываться в их обучение.
А интересно, что будут говорить, когда просто не будет старых рабочих? Кто тогда будет работать с новой техникой?
Сергей ИРОШНИКОВ.
