Популярное за неделю

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Градусник за окном показывал -10° по Цельсию. Дул пронизывающий...

Радио и мир

Томас Эдисон, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов –...

Оставить добрый след на земле

Её «Инстаграм» полон нестандартных фотоисторий. Листая его странички, попадаешь...

Мелочь превращается в рубли

С 13 по 19 февраля 2026 года Приднестровский республиканский...

И комсомольский значок на груди

С дистанции тридцати с лишним лет хорошо видно: после распада СССР мы отказались от государственной идеологии чересчур поспешно. Освободившееся место недолго оставалось вакантным. Пионеров и комсомольцев сменили молодёжные субкультуры. А в некоторых постсоветских странах и того больше: десятилетиями там культивировали радикальные взгляды, искусственно насаждали межнациональную рознь. Так что не будем огульно критиковать советскую систему. Было в ней немало хорошего, правильного.

Те, кому довелось жить в тот период, до сих пор с теплом вспоминают о днях комсомольской молодости, трепетно хранят немногочисленные уже свидетельства времён всесоюзных ударных строек. «А что, – говорят бывалые комсомольцы, – ничего плохого в таких формах работы не было: молодёжь общалась, трудилась». Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ) брал шефство над крупными строящимися объектами промышленного и гражданского назначения.

Комсомол неслучайно называли «боевым резервом партии». То была, по другому расхожему определению, кузница кадров. В комсорги выдвигали самых толковых, активных, мотивированных, пригодных к идеологической работе. В общем-то, все эти качества актуальны и теперь.

Настоящие, крупные руководители, производственники, такие, например, как директор тираспольской швейной фабрики им. 40-летия ВЛКСМ Валентина Соловьёва, сами прошли партийную школу «от» и «до», высоко ценили комсомол (вообще идеологию, молодёжную инициативу) и широко задействовали этот рычаг. О том, насколько правильным оказался такой подход, лучше любых гипотез говорят успехи тираспольских швейников.

Для многих наших сограждан дни комсомола – безусловно, светлая страничка. Старательно, с большой любовью собирает комсомольские значки, памятные знаки, конверты, статуэтки тираспольчанин Ярослав Кшановский. «Октябрьская революция, комсомол, пионерия – всё это неотъемлемая часть нашей истории», – считает наш земляк.

В частной коллекции представлены сотни выразительных экземпляров, появлявшихся в СССР примерно с пятидесятых по восьмидесятые годы. Как говорит Ярослав, очень уж старых, редких образцов у него нет – слишком дорого стоят. Но он стремится сохранить всё, что доступно. Иногда находит весьма любопытный артефакт у коллекционеров, иногда – у обычных людей, при самых неожиданных обстоятельствах.

Сам он был комсомольским активистом в армии – оформлял ленкомнату, выполнял другие творческие поручения (фотографировать научился ещё до службы, немного поработал в комбинате бытового обслуживания). Потом в институте был комсоргом.

Поясним: сильно ошибаются те, кто думает, что атрибутика советских времён ушла в прошлое. По словам Ярослава Кшановского, некоторые вещи (монеты, значки и так далее) практически невозможно найти. Но и самый распространённый значок комсомольца или октябрёнка, какие носили в восьмидесятые, становится ныне всё большей редкостью.

«Красота, уникальность, ценность советских знаков отличия привлекают внимание к такому увлекательному и познавательному занятию, как коллекционирование», – говорят специалисты, поясняя, что предметы фалеристики, имеющие художественную и историческую ценность, способны передать всем неравнодушным крупицу прошлого.

Интерес к минувшему сильно возрос благодаря наплыву туристов. Приднестровцы долгое время боролись со штампами вроде «советского диснейленда», но потом выбрали более эффективную тактику: в интересах развития туристической отрасли нужно задействовать и этот потенциал.

На территории республики сохранились произведения монументального искусства, аутентичные здания, подлинные шедевры. Комсомольская тематика в той или иной степени представлена в заведениях общественного питания, в различных экспозициях. Вот и коллекция Ярослава Кшановского уже выставлялась в Тираспольском объединённом музее.

Сохранение (добавим – собирание) истории, как учит жизнь, – всегда более конструктивный путь, нежели «борьба с памятниками», отказ от культурно-исторического наследия, а тем более – фальсификация.


Михаил Фернет.

Фото автора.

Новые статьи

Вкусное здоровье

В ежегодном Послании органам государственной власти (оглашено 29 января...

Ситуация на местах

Президент Глава государства провёл селекторное совещание с руководителями органов...

Основа стабильного урожая

Мелиорация для Приднестровья – не просто отрасль сельского хозяйства,...

Сердца, растапливающие лёд

Зима – всегда испытание, а нынешняя особенно сурова: мороз,...

«Приднестровье» теперь в Мах

Новый уровень связи с читателями открывает наша газета. Издание...

Архив

Exit mobile version