В минувшее воскресенье в каменском парке им. П.Х. Витгенштейна прошёл вечер памяти талантливого циркового артиста, каменчанина Ивана Скальского. Людей было много. Среди них сестра Ивана Мария, брат Василий, дочь Валентина, внуки. Говорили о том, каким он был прекрасным человеком, как любил жизнь, родной город и цирк. В этом году ему исполнилось бы 70 лет…
Жил-был обычный каменский мальчишка. И была у него мечта. Нет, она появилась не сразу, а только после того, как однажды десятилетний Ваня посмотрел фильм «Канатоходцы». С тех пор не находил себе покоя, мечтая стать таким же, как герои так полюбившейся ему киноленты. О цирковой студии в Каменке тогда даже речь не шла, впрочем, нет её и сейчас. Поэтому Иван Скальский стал для земляков наглядным примером того, как человек сам, без чьей-либо помощи может воплотить свою мечту в жизнь. Есть, конечно, у нас много тех, кто добивается поставленной цели – вокалисты, музыканты, спортсмены, но цирк – это для небольшого провинциального городка своего рода экзотика. Ивана это не остановило. Натянул посреди двора канат и начал заниматься, собирая вокруг толпу соседских ребятишек. День за днём тренировался, всё больше набираясь опыта. Подрос, встал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. Выучился в Саратове на автокрановщика, отслужил в армии, а затем серьёзно занялся спортом в Кишинёве. Через два года переехал в Москву. Днём работал на автокране, а вечером занимался в цирковой студии. Ему очень повезло с педагогами, среди которых были знаменитые артисты цирка А. Кисс, П. Шидловский, В. Грачев. Конечно же, они сразу заприметили талантливого парнишку. И не ошиблись. Со временем Иван Скальский уже работал в Союзгосцирке, на протяжении почти 15 лет выступая на арене Большого Московского государственного цирка, затем, после распада Советского Союза, – в Росгосцирке, в польском передвижном цирке. Выступал вместе с Юрием Куклачёвым, братьями Запашными, семьей Багдасаровых, Олегом Поповым, Юрием Куклачёвым, руководителем аттракциона «Человек-невидимка» О. Ратиани и многими другими. Канатоходец, жонглёр, эквилибрист – он поражал уровнем подготовки, талантом, артистизмом и неординарным подходом к исполнению цирковых трюков. Ему рукоплескали зрители больших городов СССР, а также Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Америки, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама. Значимый след в цирковой жизни Ивана Скальского сыграл Юрий Никулин. «Хороший друг, добрый и отзывчивый человек, прекрасный советчик», – сказал о нём каменчанин в одном из интервью.
После распада Советского Союза по семейным обстоятельствам Иван Скальский вернулся домой, в родную Каменку. Но о цирке не забывал. Каждый день тренировался, выступал на всех значимых районных и городских мероприятиях, занимался с юными каменчанами. Приобщал к цирковому искусству и дочь Валентину, которая одно время даже принимала участие в его программах. Если обобщить: для нашего земляка цирк стал не просто увлечением, а очень важной составляющей полноценной и по-настоящему счастливой жизни. Он – сама жизнь.
Прошло семь лет. И воскресным июньским вечером в каменском парке звучала песня Высоцкого:
«Посмотрите – вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон –
упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон –
все равно не спасти!
Но, должно быть,
ему очень нужно
пройти четыре четверти пути».
И лились воспоминания тех, кто знал и любил Ивана Скальского, кто им восхищался. Кстати, его младший брат Василий – тоже в прошлом артист цирка. Выступал в Америке, туда переехал с семьёй на постоянное место жительства. Сильный взрослый мужчина на сцене летней концертной площадки, не в силах скрыть слёз, с любовью и теплом говорил о человеке, который всю жизнь служил для него примером. И не только для него…
Людмила Лупашко.
Фото из архива Ивана Скальского.
Газета №117 (7743) от 28 июня 2025 г.

